Как открыть магазин одежды и грамотно его автоматизировать?

Как открыть магазин одежды

Многие маркетологи сталкивались с вопросом своих клиентов «Стоит ли мне открывать магазин?». Обычно после него идёт указание типа бизнеса: парфюмерии, продуктов питания, бытовой техники или одежды. Можно лишь дать прогноз развития торговой точки, которая будет иметь определённые брендовые особенности и находиться в конкретном месте. Чтобы понять подойдёт ли какой-то вид товаров и вообще торговый бизнес конкретному человеку пришлось бы заниматься ещё и психоаналитикой. Что же можно сказать относительно открытия и автоматизации магазина одежды?

Автоматизация новых цветочных магазинов
Автоматизация нового магазина
Перейти

Особенности наших дней…

Следует отметить, что в последние пять лет степень всех рисков, которые связаны с открытием новых торговых, точек стала существенно выше. Это связано со множеством экономических и политических факторов, причины которых детально разбирать особого смысла не имеет. Гораздо полезнее понять, как действовать в сложных условиях. Рассмотрим это на примере магазина одежды. Впервые общее, не зависящее от сезонности и ассортимента, падение выручки в этом сегменте пришлось на 2015 год. Затем никаких чудес не происходило, и общий объём рынка сбыта снизился примерно на 25%.

Основной причиной является падение платежеспособности населения, вызванное общим ростом цен. В результате люди перестают покупать всё то, что не является предметами первой необходимости. К примеру, падение спроса на товары для рукоделия и всего того, что связано с хобби за последние 5 лет составило чуть ли не 65%. Конечно, непосредственно к одежде и обуви это не относится, но схемы возникновения затруднений в бизнесе сходные. Люди больше не могут тратить деньги на то, что им нравится и предпочитают покупать то, без чего они не могут обойтись.

Важность правильной концепции бизнеса

Как автоматизировать магазин одеждыПоэтому для новичков наиболее актуальным становится выбор правильной концепции.

Отметим несколько основных особенностей рынка в настоящее время.

  • Затруднились продажи всех вещей, которые относятся к среднему ценовому диапазону — не являются брендовыми или дешевым ширпотребом.
  • Упал средний чек. В основном это связано с тем, что теперь посещение магазинов становится всё более целевым. Если кому-то нужна зимняя куртка, то такой покупатель ищет именно её и не берёт всё то, что приглянулось кроме этой одежды.
  • Представители всех возрастных групп и социальных слоёв, кроме самых обеспеченных, больше не отталкивает недорогая одежда, включая не только дисконт, но и секонд-хенд. Принцип «скупой платит дважды» больше не работает просто по той причине, что люди не могут позволить себе дорогие вещи. Такими же считают то, что было по карману ещё в 2013 году.

Эти особенности современного рынка можно было бы рассматривать в качестве удручающих факторов, которые говорят о том, что пытаться организовать новые розничные точки продажи одежды в наши дни неразумно. Однако это не совсем так… Всё дело в том насколько правильно выбранная концепция будет отражать реальность. Не будем забывать о том, что снижение объёмов рынка — это ещё и снижение уровня конкуренции. Так что какой-то положительный фактор мы уже нашли.

Попробуем найти что-то конструктивное и в указанных выше постулатах.

  • Люди покупают меньше одежды для себя, но родители по-прежнему стараются ни в чём не отказывать детям. Вполне возможно, что будет пользоваться популярностью магазин детской одежды, реализуемой по доступной для среднего покупателя цене.
  • Необходимо найти поставщиков, готовых предоставить товар, подходящий по ценовому диапазону, тогда недостатки превратятся в достоинства.
  • Трудности с решением проблемы пункта два могут стать основой для того, чтобы ещё раз переработать свою концепцию. К примеру, магазин может быть стоковым, ориентированным на секонд-хенд или не только мультибрендовом, но и продающим дополнительный спектр товаров. В детском можно продавать ещё и игрушки, а в магазине женской одежды — все товары для женщин, которые подойдут к общей логике организации продаж.

Если кому-то нужны советы, как открыть магазин одежды с нуля, то самой главной и будет рекомендация того, что не нужно начинать дело до тех пор, пока вы не имеете чёткой и явной сземы предстоящего бизнеса. В случае, когда построить готовую бизнес-модель самостоятельно окажется слишком сложным — лучше не рисковать и попробовать прибегнуть к использованию готовых моделей, предлагаемых по принципу франчайзинга.

Особенности торговли одеждой

Какими же особенностями обладает этот бизнес?

  • Товары не относятся к числу имеющих ограничения по сроку хранения. Даже современная мода, несмотря на то, что быстро меняет свои направления, не делает вещи, которые были в моде 3-4 года назад, полностью невостребованными.
  • Большая наценка — от 100%, обычно 100-150%.
  • Не существует строгих требований федеральных органов. При торговле одеждой они носят общий характер. Это относится и к правилам противопожарной безопасности, и к требованиям санитарно-эпидемиологического контроля.
  • Торговля подавляющей частью видов одежды не подлежит лицензированию. Исключения составляют меха, детская одежда и различные виды специальной рабочей формы и индивидуальных средств защиты. Правда, потребуется множество документов, подтверждающих, что сами изделия соответствуют стандартам качества и безопасности.
  • Не нужна и какая-то особая автоматизация магазина одежды. Конечно, каждый предприниматель сам принимает решения о том, какие технические средства будут полезными для его бизнеса, а какие — нет.

Федеральные требования обязывают лишь вести торговлю с применением кассового аппарата в том случае, если выбранная предпринимателем форма налогообложения отлична от ЕНВД. Он нужен, к примеру, если продавец облагается налогом по схемам УСН. Вся другая автоматизация процесса продаж осуществляется только для того, чтобы оптимизировать процессы торговли и учёта, сделать их более эффективными и рентабельными.

Что должна учитывать система автоматизации?

При выборе конкретной системы нужно иметь уверенность в том, что она учитывает специфику товара и особенности его реализации:

  • многие товарные единицы могут быть представлены всего 1-2 экземплярами;
  • товар одного наименования может иметь разные параметры — размер, цвет;
  • некоторые товары не содержат этикетки со штрих-кодами, либо они относятся к разным стандартам. К примеру, выпущенные в разных странах имеют разные типы штрих-кодов.

Если приобретаемая система автоматизации не ориентирована на торговлю именно одеждой, то её приобретение может ничего не дать предпринимателю и превратится в бессмысленные расходы. При этом он и так находится в трудном финансовом положении, поскольку деньги придётся тратить на всё — аренду помещений, их ремонт, оплату труда персонала, доставку и приобретение первых партий товара.

Начинающим не рекомендуется тратить очень большие деньги и замахиваться на многое. Лучше обойтись каким-то комплексом, основанным на эксплуатации простой POS-системы, стоит обратить внимание на готовые решения от компании «Датакрат». Обычно она состоит из системного блока и двух мониторов — для продавца и покупателя, оснащается стандартными переферийными устройствами в виде мыши и клавиатуры. Многое здесь зависит от программного обеспечения. Оно должно быть простым, понятным и способным к интеграции с принятыми в России программными комплексами, в частности —  «1С», или какими-то другими, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке.

Полномасштабная автоматическая торговля не нужна даже крупным магазинам одежды. Да и её основная роль — это вовсе не сокращение числа обслуживающего персонала, но организация учёта. Само по себе её внедрение уже создаёт условия, упрощающие проведение инвентаризации и принятия различных тактических решений. Грамотно организованные системы включают в себя собственные средства маркирования товаров и учитывают их движение. С их помощью можно быстро получить информацию о том, что нужно закупить, а на что следует снизить цену.

Начало деятельности магазина одежды

Как открыть магазин одежды с нуляИтак, что нужно знать, чтобы правильно начать свою коммерческую деятельность? Все общие правила и рекомендации, которые раньше не имели особого смысла и перечислялись более по инерции, теперь приобретают решающее значение. Когда-то можно было открыть небольшой магазинчик с общим оборотом не превышающим 200 тыс. рублей и продавать по самому простому принципу. Приехали на склады оптовиков, закупили то, что понравилось и подошло по ценам, продали и закупили новую партию. Рано или поздно люди приобретали всё, что хоть как-то вписывалось в представление о нужных или модных вещах. Теперь ситуация изменилась — покупают только ту одежду, которая на самом деле нужна. Это же понятие следует рассматривать наиболее широко. Какая-то модная курточка для девушки скорее всего найдёт своего покупателя, потому что представительницам данной категории целевой аудитории важно не отстать от сверстниц. Одежда же не соответствующая таким критериям может висеть на вешалках магазина слишком долго. А это означает, что продавец обязан быть маркетологом. Если он ничего не понимает в настроениях своей аудитории, то лучше не рисковать.

Что касается бизнеса по схеме франчайзинга, то нужно помнить, что данная схема абсолютных гарантий не даёт. «Вход» обычно начинается с суммы в 800 тыс. рублей. Однако далеко не факт, что эти вложения удастся «отбить» в приемлемые сроки, но какие-то преимущества работа по готовому плану даёт. В первую очередь нужно рассматривать те варианты, которые имеют аналоги в условиях, сходных с вашими. К примеру, если в подобном городе магазины этого бренда работают более года, и по общим признакам видно, что торговля идёт относительно успешно, то нечто подобное ждёт и новые торговые точки.

Не следует упускать и такие этапы, как проведение маркетингового анализа, основанного в первую очередь на исследовании конкурентов, и составления подробного бизнес-плана.